ЯМастер
+7 (812) 988-80-80

Василеостровский район

Василеостровский район

Устранение засора в унитазе

 

Василеостровский район - один из самых старых районов Петербурга, расположенный между Финским заливом и двумя основными рукавами невской дельты - Большой и Малой Невой, занимает два больших острова: Васильевский и остров Декабристов, разделенные рекой Смоленкой. Западное побережье обоих островов широкой дугой выступает в акваторию Невской губы.

Уникальность Василеостровского района заключается в его островном статусе - он полностью расположен на одном острове (собственно, вряд ли можно рассматривать остров Декабристов и маленькие островки, отделенные маленькими речушками, как нечто отдельное) и с другими районами города имеет только водные границы.

Василеостровский район принадлежит к четырем центральным районам города. Кроме него к ним относятся: Петроградский, Адмиралтейский и собственно Центральный районы.

Район являет своего рода заповедник, в котором представлены все виды градостроительных образований от основания Петербурга до недавней массовой застройки.

Границы района

Сухопутных границ не имеет.

Граница Василеостровского района с Петроградским районом проходит по оси реки Малая Нева.

Граница Василеостровского района с Центральным и Адмиралтейским районами проходит по оси реки Большая Нева.

Площадь

Площадь района - 1,8 тысяч га. Площадь зеленых насаждений 410 га, из них 300 га - кладбища. Румянцевский, Опочинский и Шкиперский сады, два небольших парка да мелкие дворовые скверы.

Общая протяженность улиц - 90 км.

Площадь дорожного покрытия 198 га.

Расположение

Территория района включает в себя два крупных острова, разделенные небольшой речкой Смоленкой: Васильевский и Декабристов (Голодай), а также небольшой Северный остров.

Освоение Васильевского острова началось за несколько столетий до возникновения Северной столицы. Согласно <Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины> 1500 года, на <Васильевском острове> жили рыбаки, имелись пашни.

Василеостровский район - самый старый район Санкт-Петербурга; он задумывался Петром I как центр столицы. Здесь предполагалось разместить правительственные и административные учреждения, а также порт. Однако план создания на Васильевском острове изолированного центра оказался нежизнеспособным и не был осуществлен.

Планировкой острова с 1715 года занимался Доменико Трезини. С востока на запад были проложены три основные магистрали - Большой, Средний и Малый проспекты. Их под прямым углом пересекали улицы - линии, вдоль которых начали строительство водных каналов (по образцу и подобию каналов Амстердама). Однако эти дорогостоящие работы из-за их нецелесообразности не были завершены, открытые каналы позднее засыпали; линии-каналы превратились в линии-улицы.

Восточная часть Васильевского острова, заселенная в первые десятилетия XVIII века, входит в историческое ядро Санкт-Петербурга. Заселение происходило по линиям от Большой Невы. Территория острова примерно до 13-й линии была застроена к середине XVIII века, а до 25-й линии - к концу века; дальше к западу было заболоченное пространство, которое освоили к концу XVIII века. На крайнем юго-западе острова находилась Галерная гавань и Чекуши, где в 1780-х годах были построены кожевенные, винокуренные и другие заводы.

Признание острова непригодным для проживания привело к организации на его восточной оконечности делового центра. Постепенно на Васильевском сформировался целый комплекс административных зданий, включающий университет, здания Биржи, Двенадцати коллегий, Академии наук, Кунсткамеру, Горный институт, Академию художеств, Морской корпус и многие другие.

Таким образом, вся территория Стрелки вплоть до Съездовской линии стала нежилой, административной территор ией. Вплоть до 6-й линии строилис ь ломбарды, небольшие склады, лавки, обеспечивающие потребности деловой части.

Параллельно с освоением восточной части Васильевского острова как промышленной зоны активно застраивалась его юго-западная часть и северо-восточная часть острова Декабристов. Эти зоны, сформировавшиеся за счет удобного расположения у водных магистралей, существуют и сегодня.

Следует обратить внимание на тот факт, что земля на Васильевском острове ценилась в дореволюционный период гораздо ниже, нежели в престижных тогда районах города: Дворцовой площади и Невского проспекта, Английской набережной и т.п. Жителями района стали весьма небогатые люди. Для этого строились недорогие доходные дома. К концу XX века большинство зданий старого фонда пришло в полную негодность и сейчас находится в аварийном состоянии. Несущественным исключением из общего правила являются, пожалуй, несколько купеческих особняков, расположенных на ближайших к Стрелке линиях.

Необходимо сделать уточнение, определяющее особый статус В.О. Здесь селились студенты и преподаватели университета, брокеры и чиновники, мелкие служащие, начинающие или так и не состоявшиеся художники и скульпторы. Переходя на более высокую социальную ступень, они незамедлительно перебирались на другую сторону Невы. Большинство же так и оставалось на В.О. и жило там из поколения в поколение.

Современная постройка большей части Васильевского острова сформировалась во второй половине XIX - начале XX веков, но приморская территория (Гавань) и остров Голодай, были застроены лишь после революции, в основном, в послевоенные годы.

В 1960-1970-х годах началась в широких масштабах застройка западной части Васильевского острова и острова Голодай. Здесь, на приморской территории, намыто грунтом, взятым со дна залива, около 350 гектаров, на которых построены крупные жилые массивы. Вместо старого засыпанного русла реки Смоленки вырыто новое прямое и вдоль него создана облицованная гранитом набережная - эспланада, длиной 2 километра, выходящая к морю.

Население

Население района - по результатам переписи 2002 года в районе проживает 202 650 жителей.

В промышленности занято около четверти (25%) работающего населения. Дети и подростки составляют 16%, люди трудоспособного возраста - 58%, пенсионного возраста - 26%.

Транспорт

На территории района находится морской пассажирский вокзал.

Транспортная доступность наиболее сильно формирует <островной> менталитет жителей ВО. Наличие здесь двух станций метро несколько уменьшает оторванность от остального города, но наземный муниципальный транспорт оставляет желать лучшего. Основной наземный транспорт - маршрутки, впрочем, как и везде в городе. Дороги находятся в состоянии постоянного ремонта. Как следствие, автомобилистам приходится долго прыгать по колдобинам на узких улочках, прежде чем удастся добраться до одного из четырех мостов, ведущих в другие районы города. Транспортная сеть района работает на пределе, и резервов для ее развития немного. В настоящее время предпринимаются попытки вывести с некоторых улиц трамвай, но это вызывает негативную реакцию у жителей, пользующихся этим видом транспорта. А прокладка Западного скоростного диаметра вдоль залива, ориентировочно на намывных землях, - очень далекая перспектива, которая затронет только самый край острова.

Район с городом связан фактически в одной точке: через Дворцовый мост.

а) Станции метро:
Невско-Василеостровская линия (3) - <Василеостровская>, <Приморская>;

б) Основные транспортные магистрали:
в исторической части района: Большой, Средний и Малый проспекты;
в районе новостроек: проспект КИМа, улица Нахимова, улица Железноводская, Шкиперский проток.

в) Связь с другими районами города:
Василеостровский - Адмиралтейский - мост лейтенанта Шмидта и Дворцовый мост.

Адмиралтейский - Петроградский - мосты Строителей и Тучков.

Промышленность

На территории района находятся 30 крупных производств. Промышленность района располагается широкой полосой в серединной части острова, от Большой Невы до Малой.

Из 6 000 предприятий - 60% составляют частный сектор. Промышленность, оставшаяся у государственного кормила, на 80% - оборо нка.

Промышленная зона на юго-западе ВО
В юго-западной части ВО расположена обширная производственная территория. На севере она ограничена Большим проспектом, на востоке - 23-й линией, на юге - Большой Невой, на западе - акваторией Финского залива.

Общая направленность развития территории была задана еще в петровские времена, и с тех пор микрорайон развивался только как промышленный. В настоящее время промышленную зону в основном формируют Балтийский завод, Сталепрокатный завод, Кожевенный завод им. Радищева, ОАО <Электроаппарат>, заводы <Севкабель> и <Северный текстиль> и множество более мелких предприятий.

Промышленная зона на северо-востоке острова Декабристов.
На северо-востоке острова Декабристов расположена небольшая, но тоже имеющая долгую историю промышленная зона. Она сформирована на набережной Малой Невы и проходит вдоль Уральской улицы. На севере и востоке проходит Малая Нева, на юге - набережная реки Смоленки, на западе - переулок Декабристов.

Наиболее крупные предприятия - Василеостровский грузовой район речного порта, Авторемонтный завод, <Северная мануфактура>, завод им. Калинина, фабрики <Стройкартон>, <Рот-Фронт> и некоторые другие.

На Кожевенной линии есть крепкое АО <Радищев>, которое шьет изделия из кожи и имеет договор аренды на 49 лет.

Экологической чистоте сильно мешает 4-й автопарк со своими <Икарусами>. АО <Радищев> подлежит выводу <по вредности>.

Промышленные предприятия:

<Балтийский судостроительный завод;

<Спутник>, <Электроаппарат>, <Эскалатор>, завод им. Козицкого, <Вперед>, <Пневматика>, завод им. Котлякова - машиностроительные;

ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой;

<Красный октябрь> - фабрика музыкальных инструментов;

АО <Радищев>

картографическая фабрика и др.

 

Наука и образо вание

В ра йоне находится 36 общеобразовательных шко л, 46 детских садов, 8 учреждений дополнительного образования. Единая библиотечная система включает в себя 10 библиотек, из них 7 взрослых и 3 детских.

Высшие учебные заведения:

Государственный университет;

Академический институт живописи (бывшая академия художеств);

Горный институт;

Морская академия;

Высшее военно-морское училище им. М. Фрунзе.

Институты Российской академии наук:

Физиологии им. И.П. Павлова;

Зоологический;

Высокомолекулярных соединений;

Русской литературы (Пушкинский Дом).

А также Главная библиотека Академии наук.

Научно-исследовательские учреждения:

НИИ <Механобр>;

НИИ геологический;

НИИ горной механики и маркшейдерского дела;

Институт Арктики и Антарктики и др.

 

Памятники истории и архитектуры

Первые постройки на Васильевском острове появились еще в начале XVIII века. Дворец ближайшего сподвижника Пера I - Александра Меншикова - (Университетская наб., 15) стал первым крупным зданием нового города.

Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова является одной из исторических достопримечательностей города.

В Василеостровском районе находится очень много памятников истории и архитектуры. XII. Культура и отдых

В районе 12 музеев:

Литературный музей Пушкинского дома (наб. Макарова, д. 4);

Зоологический музей Академии наук;

Музей почвоведения;

Геологоразведочный музей;

Горный музей;

Центральный Военно-морской музей;

Музей антропологии и этнографии (<Кунсткамера>);

Музей М.В, Ломоносова;

Экспозиция Эрмитажа в бывшем дворце Меншикова и др.
В районе действуют 103 спортивных клуба, 60 спортивных площадки.